Причина гибели христианских империй состояла именно в том, что церковь стала постепенно отступать от апостольских традиций древности – прежде всего от принципов соборности. Константинопольский Патриархат, если бы не проводил папистской политики эллинизации негреческих христианских народов, давно был бы освобожден от турецкого ига. Российское же государство погрузилось во тьму большевизма и «сергианства» благодаря разъедавшему его с XVII века никонианству как разновидности цезаро-папизма. И все, кто ищет иные причины, или не понимают, о чем говорят, или лгут. Именно в реставрации соборных начал в церковном управлении следует искать возрождение духовности и церковности, а не в реанимации монархии по цезаро-паписткому образцу и не в восстановлении института патриаршества в виде папо-цезаризма.
Итак, выводы из всего выше сказанного можно сделать следующие.
Патриаршество – совершенно ненужная надстройка над церковью, стихийно возникшая при реорганизации апостольской церкви под имперскую систему. Эта реорганизация, начиная с IV в., была смоделирована при приоритете территориального, а не народного принципа в церкви. В имперскую эпоху явственно просматривается сильная зависимость высших церковных иерархов и, особенно, патриархов от политических амбиций светской власти, нередко действовавшей во вред церкви. Патриаршество было главным инструментом проведения угодной для светской власти политики как в делах государственно-политических, так и церковных. Патриаршество в том виде, как оно сформировалось в христианской церкви – установление не Божеское, а человеческое, и есть возврат от Нового Завета к Ветхому. Церковь должна быть христоцентрична, а не патриархоцентрична. Наконец, патриаршество не имеет совершенно никаких оснований ни в практике, ни в канонах древней церкви I-IV веков, а вызвано нарастающими центростремительными силами, имеющими своё основание в алчности и властолюбии отдельных церковных чиновников, которые собственно и разработали ложную ветхозаветствующую теорию папизма-патриархизма.
Результатом усиления папистических тенденций на Востоке стали:
1) постепенное умаление народности в церкви,
2) уничтожение выборных начал и введение назначенства,
3) искажение соборности вплоть до полного её извращения и уничтожения,
4) клерикализм,
5) вмешательство в церковные дела императорской власти, а впоследствии и властей антихристианских,
6) смуты, ереси, расколы, борьба за власть, всевозможные насилия, симония, поборы, продажность и проч.,
7) духовное вырождение и отторжение верующих масс от православия: отпадение в сектантство и т. п.
Папизм (и его православная восточная форма патриархизм) как ересь ересей должен быть навсегда и окончательно искоренен из церковного сознания. Это яд, отравляющий любой церковный организм, приводящий его к омертвению и духовной погибели.
Можно констатировать: попытки возвращения в российском православии к соборности в условиях гонений (включая старообрядчество) полностью провалились. Православие не смогло очиститься даже в горниле жестоких испытаний. Испытания эти, выпавшие на долю русского народа, случились по Божьему попущению – надо полагать, не для очищения, а для наказания. Вся история и практика православия не располагают к каким-либо положительным тенденциям в духовной сфере и жизнедеятельности церкви – они заведомо обречены на неудачу. Поэтому от греко-российской ортодоксии нужно окончательно и бесповоротно отречься и вообще перестать даже смотреть в её сторону. Необходимо жить по Евангелию, опираясь на традиции ранней апостольской церкви.
© Л. Л. Гифес
6 июня 2002 г. (ред. 2012, 2017)