Этот скандальный текст был напечатан в 1994 г. отдельной брошюрой тиражом 1000 экз. Большая часть, попав в руки «ревнителей» памяти митрополита Иоанна (Снычева), была ими уничтожена.
_________________
«Участь чародеев и всех лжецов – в озере,
горящем огнем и серой» (Откр. 21:8).
Вышедшая в 1994 г. в журнале «Возвращение» статья под названием «Воцерковленное чародейство»[1], вызвала неоднозначную реакцию во всех слоях церковной общественности: от фанатичного отрицания всех приведенных неопровержимых фактов, до праведного гнева и возмущения по поводу прелюбодейной связи церковников с колдунами.
Почти одновременно с ней была издана анонимная брошюра «Записка о ритуальном кодировании» (СПб. 1994), буквально разгромившая колдовскую деятельность протоиерея Василия Лесняка и его духовных чад – экстрасенса Г. Григорьева с сотрудниками Международного Института Резервных Возможностей Человека (МИРВЧ).
Но вот главные фигуранты этого беззакония – священноначалие и «старцы» РПЦ, соизволяющие ему своим молчанием, а порой и прямым благословением, остались почему-то за кадром. Автор брошюры явно попытался снять с них всякую ответственность за происходящее.
Как признается автор «Записки», благословение о. Лесняку и экстрасенсу Г. Григорьеву со товарищи было преподано «старцем» РПЦ архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) (Псково-Печерский монастырь), будто бы обманутым и ничего не подозревающим о настоящих целях приехавших к нему «врачей, которые помогают людям избавиться от пьянства».
На самом же деле о. Иоанн просто «халатно» отнесся к своим духовническим обязанностям. Как расценить тот факт, что старец, который по идее должен обладать мудростью, интуицией и духовными дарами, даже не удосужился спросить у «врачей», откуда они, кого представляют и каким образом собираются «помогать людям избавиться от пьянства»? Ведь эта делегация явилась к нему за благословением на особое, отличное от обычного врачебного искусства целительство. И не нужно особой прозорливости – достаточно элементарного умственного рассуждения, которое должно было подсказать архимандриту простые наводящие вопросы. Но он их почему-то не задал. Якобы не задал. Как, впрочем, и все остальные «старцы», у которых о. Лесняку и г-ну Григорьеву лично удалось взять благословение на своё душепагубное дело. И неудивительно…
Основная масса духовников РПЦ на поверку оказывается такими же шарлатанами и колдунами. Например, некто о. Валентин из Псковской обл. стяжал удивительный «дар»: он постоянно общается… с бесами, нашептывания которых заносятся им в дневник. Книги с этими записями выдержали уже несколько изданий. Другой «старец» Наум из Троице-Сергиевой Лавры своих духовных чад без колебания отправляет «очищаться» к какому-то «гуру», практикующему индуистские методы. Приписываемый Науму дар ясновидения невежественные и обманутые им люди выдают за прозорливость от Бога. К сожалению, бесовская прелесть, которую стяжали такие лжестарцы, очень многими считается высокой духовностью.
Санкт-Петербургский митрополит Иоанн (Снычев) – тоже, к слову сказать, возведенный этими обольщенными верующими в ранг «старца», старается не отставать от прогрессирующей в РПЦ лжедуховности. Как стало в последнее время достоверно известно из открытых источников, митрополит Иоанн не только покровительствует колдовской деятельности о. Василия Лесняка, но и сам активно благословляет экстрасенсов и магов. Надежды на то, что в скором времени под давлением протестующего церковного народа владыка, наконец, пресечет беззаконие в своей епархии, не оправдались. Выступая в одном из выпусков православно-либеральной радиопередачи «Колокола», митрополит приказал изъять брошюру «Записка о ритуальном кодировании» из церковных лавок, а оставшийся тираж даже «сжечь»[2]. Теперь о. Лесняк может чувствовать себя совершенно комфортно и безбоязненно сотрудничать с любыми экстрасенсами и лжецелителями. Недавно он даже тепло и радушно принимал своего епархиального архиерея в Спасо-Парголовской церкви[3] на престольный праздник. «Добрые слова митрополита были адресованы священнослужителям и хору»[4].
Кроме всего прочего, в Санкт-Петербурге уже давно существует братство св. Иоанна Предтечи, духовником которого является протоиерей Владимир Сорокин, бывший ректор Лениградской Духовной Академии, активный экуменист. Под его эгидой председатель братства некий Осницкий регулярно совершает сеансы целительства, для чего в офисе братства устроена специальная комната, украшенная экзотическими религиозными картинами в духе сюрреализма. Необходимо здесь упомянуть и о деятельности специалистов епархиальной больницы блаженной Ксении Петербургской, ведущих переговоры со своими коллегами, западными протестантами, о совместном создании так называемых «центров реабилитации», где будет производится… «снятие порчи» с духовно пострадавших от сектантов.
Откуда же тянутся эти нити? Почему так неудержимо влечет владыку Иоанна к чародеям и магам разного толка? Что за пристрастие к их душепагубным делам?
Всё очень просто объясняется самим митрополитом. Оказывается, его духовный отец – митрополит Мануил (Лемешевский) – еще один мнимый «старец» и «подвижник» РПЦ, преемником которого себя считает Иоанн, тоже не был чужд дьявольской прелести. Жизнеописание Мануила, составленное его «духовным чадом» митрополитом Иоанном (Снычевым), изобилует фактами, доказывающими это.
С самого детства отрок Виктор (так звали в миру будущего архиерея) был подвержен частым припадкам беснования. Цитирую далее по книге митр. Иоанна:
«Нравом он (Виктор) отличался спокойным и тихим, но временами на него, как он сам отмечал в своих записках, нападали приступы жестокости и бешенства, и тогда он безжалостно мучил кошек и мышей. Птиц Виктор никогда не трогал. Любил кур и особенно цыплят. И они любили его»[5].
Следующий факт Петербургский митрополит приводит уже не как недостаток (грех) блуждающей юности Виктора, а как его достоинство. Он пишет:
«Любознательный отрок не ограничивал свое посещение одним православным храмом, он часто (не для молитвы), заходил не только в православные храмы, но даже и в еврейскую синагогу, где в дни их праздников вкушал ради любознательности медовое пиво и мацу»[6].
Очень примечательный момент в биографии митрополита Мануила и весьма немаловажный для распознания его истинного лица и роли в «спасении Церкви». По-видимому, сие свидетельствует о том, что Мануил Лемешевский был выходцем из еврейской семьи. Зов крови превозмогал в отроке христианское сознание. И уже почти не изумляет, что ученик Мануила, нынешний митрополит Иоанн, не находит непозволительным для христианина посещение синагоги для вкушения «ради любознательности» иудейских праздничных даров. Стоит ли напоминать каноны Церкви, которые это категорически запрещают?[7]
А вот еще некоторые приводимые в книге «достоинства» будущего митрополита, так ярко живописующие его сложившийся впоследствии нравственный облик.
«Когда среди учеников гимназии в период с 1900 по 1903 годы, начались революционные брожения (ни для кого не секрет, что эти брожения особенно подогревались именно в еврейской среде – примеч. авт.), Виктор не замедлил примкнуть к ним и одобрить лучшие идеи преобразования России»[8].
Не нужно иметь и семи пядей во лбу, чтобы представить Виктора активным участником и в самих революционных беспорядках 1905 года.
Далее пишется:
«…Утехи мира не могли удовлетворить его душевных потребностей. Его потянуло к тайнам потустороннего мира. В 1905 году Виктор увлекся оккультизмом и спиритизмом»[9].
Модное занятие духовно незрелых людей и революционеров.
Как повествует далее митр. Иоанн, от увлечения этой бесовщиной его отвратили, а на самом деле завели в еще худшую пагубу, некто М. В. Барсова – «ясновидица», которая «людей лечила наложением рук» и имела своим духовником какого-то отца Аарона, иеромонаха Троице-Сергиева подворья[10], и М. А. Карель – «известная целительница и магнетизерка»[11]. Эти две чернокнижницы, подобно нынешнему экстрасенсу Г. Григорьеву заручившиеся мнимым благословением Церкви, сразу же «напророчествовали» посетившему их Виктору великое будущее. Первая, находясь на квартире какой-то княгини Мигнецкой (практика показывает, что жилища таких особ часто служили центром сектантских сборищ, колдовских радений и распространения ересей) видела, как «вошел дух человека, который будет полезен церкви и будет бороться за Христа»[12]. Вторая прочла его имя, как ей привиделось, «огненными буквами нарисованное на (его) челе»[13]. Обе предрекли ему монашество. Какой-то старец (имя в книге не названо), которого посещал Виктор, пророчествует ему «великую миссию»[14], велит уходить в затвор на два года[15] и т. д.
В то же время Виктора постоянно посещают вещие сны: в них он видит Самого Господа[16], на его голову опускается голубь и почивает на нем[17]; ему также являются митрополит Филарет Московский[18] и о. Иоанн Кронштадтский; он будто бы слышит ангельское пение[19], его посещают разные таинственные голоса[20] и пр. Виктор снова отправляется к «магнетизерке» Карель, которая на этот раз видит над его головой сияющий нимб, объявляет его «мучеником» и «отцом отцов»[21].
После поступления в монастырь видения и откровения послушнику Виктору продолжились.
«Простец-игумен не всегда вмещал его видения, – признаёт митр. Иоанн, – и часто поругивал его за это, приговаривая: “Ну, ну, совсем святой стал! Как бы тебе с этими видениями в бездну не попасть. Оставь их. Это дьявольская прелесть. Грешники мы с тобой. Плакать надо и душу свою спасать”. Виктор не возражал и смиренно принимал наставления старца. Но таинственные явления не прекращались»[22].
Более того, сущности из потустороннего мира стали посещать даже родителей Виктора, и снова с великими обетованиями в его адрес[23]. Его матери в сонном видении является сам Сергий Радонежский, выносящий из Царских Врат храма чашу для причастия. Когда к нему подходит Виктор, чтобы приобщиться,
«испуганная, она кричит вслед сына: “он не готовился!”. Преподобный же ответил ей: “Оставь его. Он нашего рода. Он всегда готов”. И причастил»[24].
Нет никаких оснований предполагать, что в дальнейшем митр. Мануил изменился или раскаялся в своей бесовской прелести, хоть как-то боролся с ней. Магнетизерку Карель, например, Мануил посещал уже будучи иеродиаконом[25], а видения и вещие сны сопутствовали ему вплоть до самой кончины[26].
Природа всех этих таинственных снов, голосов, явлений и знаков представляется, конечно же, весьма сомнительной, если учесть всю дальнейшую судьбу митр. Мануила, сделавшегося сторонником и последователем сергианской лжи, её усердным защитником и идеологом, а одновременно противником и гонителем церковной оппозиции, т. е. «катакомбной» церкви[27]. Никаким «отцом отцов», исполнившим какую-то непонятную «великую миссию», при самой большой натяжке его представить невозможно.
Но самое интересное для нас в его биографии то, что, будучи иеромонахом, во время своего пастырского служения в 1919 г. в Петрограде он
«перешел на служение в Спасскую домовую церковь в Литейном Отделении Александре-Невского братства Трезвости»[28].
Именно это Братство и было в наше время восстановлено и возглавлено нынешним «вторым Мануилом», митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном. Под эгидой сего Братства экстрасенс-целитель Г. Григорьев с сотрудниками МИРВЧ и благословившим их о. Василием Лесняком творят, как уже известно читателям, своё черное дело при полном покровительстве епархиального владыки.
Таким образом историческая и духовно-преемственная связь между давно ушедшими в прошлое и нынешними событиями вскрыта. Теперь нетрудно понять, чем в своих действиях руководствуется митр. Иоанн, когда не только поощрительно относится к колдовской деятельности, разведенной в его епархии разными темными личностями и объединениями, но и сам, находясь в той же бесовской прелести, что и его духовный отец, активно принимает непосредственное участие во всём этом шарлатанстве.
Недавно вышедшая книга экстрасенса А. Ильина «Тайны моей вселенной», фотографии из которой приводятся ниже, дает весьма ценный и, по-видимому, правдоподобный материал о пособничестве чародейству современного «Мануила» – заживо канонизированного своими обожателями митрополита Иоанна (Снычева). Последняя 34-я глава книги полностью посвящена взаимоотношениям А. Ильина с РПЦ в лице Санкт-Петербургского предстоятеля[29].
Вот о чем повествует сам Ильин:
«В 1992 году мой центр русского целительства «Треугольник» был освящен Православной Церковью. Во время молебна отец Николай, протоиерей Николо-Богоявленского кафедрального собора, благословил меня на богоугодные дела. Моя квартира также была освящена. Церковь преподнесла мне две иконы, одну XIX и одну XVIII века, и теперь те люди, которые приходят ко мне в центр для того, чтобы исцелить свои тело и душу, смогут испытать благотворное влияние иконы».
«Будучи патриотом своей Родины, православным христианином, я всегда стремился помочь Церкви. А наша Православная Церковь в такой помощи нуждается…»[30].
«В начале 1993 года я вплотную приблизился к тому, чтобы оказать Православной Церкви практическую помощь. Большое влияние на это решение оказала работа в центре «Энергетический треугольник»[31].
Как артисту гастрольно-концертной организации «Нева-концерт» (бывший «Ленконцерт») А. Ильину за его счет выделили несколько помещений в особняке на Фонтанке-41, занимаемом этим «Нева-концертом», которым еще три года назад была разработана концепция создания здесь т. н. «центра русской духовной культуры».
«И вот в этом центре русской духовной культуры великолепно вписывается мой салон, связанный не только с целительством, но и с общением», – сообщает А. Ильин[32].
Посовещавшись с директором «Нева-концерта» В. В. Яковлевым, волк-Ильин решил, что для лучшего и удобнейшего расхищения стада Христовых овец и соблазнения «малых сих», конечно же, недостаточно только прикрытия благословением Церкви (типичная практика современных «целителей»).
«И мы решили, – продолжает Ильин, – предложить священникам нашей епархии помещение в этом Русском Доме, но, конечно, не для организации храма или церкви, а для того, чтобы в прекрасных условиях особняка прошлого века вести с мирянами беседы святоотеческого и душеспасительного содержания».
Каково подлинное содержание этих «бесед» – можно уже догадаться.
Ильин утверждает, что с митр. Иоанном он встречался уже около четырех-пяти раз.
«В марте состоялась моя первая встреча с Владыкой… На этой встрече я поднял эти вопросы. И по многим проблемам мы нашли с митрополитом общий язык. Через несколько дней состоялась повторная встреча, но на этот раз на нее были приглашены и некоторые корреспонденты российских газет»[33].
Благословение митрополита.
На заднем плане «контактёрша» Афанасьева
В газете «Труд» по этому поводу появилась интересная статья, под странным заглавием «Союз креста и эстрады. Остановит ли он экспансию иностранных конфессий?»
Автор статьи констатирует, что результатом встречи вл. Иоанна с наиболее известным питерским целителем, биоэнергетиком мирового класса А. Ильиным,
«стало желание обеих сторон организовать благотворительную пресс-встречу в концертном зале на площади Ленина».
Как совершенно справедливо отмечено здесь же, аналогов этому событию не было «ни в прошлом российской церкви, ни в истории отечественного искусства».
«Митрополит Иоанн пользуется славой подвижника веры и строгого ревнителя благочестия, человека прямого и сурового, – пишет далее «Труд». – И вдруг – такой необычный шаг… Что это – признак новой политики церкви, стремящейся найти созвучный современности язык, или свидетельство её отчаянного материального положения (сбор пойдет в пользу епархии)?»
С этими как нельзя более уместными наводящими вопросами корреспондент «Труда» и пришел к митрополиту. Тот попытался, что называется, «закосить под дурачка» и, пользуясь созвучным с Ильиным отношением к деятельности сектантов, объяснил:
«Мы пошли на это из-за того, что на встречу придут люди, которым мы сможем объяснить суть православной духовной культуры».
Как будто для этого совершенно невозможно обойтись без участия и присутствия колдунов типа Ильина!…
Переведя таким образом разговор в другую плоскость и лукаво уходя от прямого ответа на щекотливые вопросы корреспондента, митрополит стал горько сетовать на духовную экспансию в России иных конфессий и сектантских общин, в заключение сказав следующее:
«Пришло время, когда церковь должна соединить тех, кому дороги судьбы народа и Родины. Так что встреча «Возрождение культуры России», организованная «Нева-концертом» и Александром Ильиным, состоится. И я думаю, что это только начало. Что ж, это и в самом деле будет нечто весьма необычное. Хотя, с другой стороны, прозвали же святого Франциска Ассизского «Божьим скоморохом»… Видимо, Ильин не случайно обещает создать в здании «Нева-концерта» организацию Русский Дом, где православные священники могли бы запросто, неформально общаться с питерцами. Но пока что можно поручиться лишь за одно – интерес будущая пресс-встреча вызовет куда больший, чем выступление любого протестантского или же кришнаитского проповедника-гастролера»[34].
Намеченная пресс-встреча с участием митрополита, пустившегося без оглядки в соревнование за популярность с шоу-проповедниками, состоялась 3 апреля в предначертанном месте. «Божьи скоморохи» сыграли свою злую комедию на славу.
Газета «Единство» (от 6 апреля) опубликовала отчет об этом «благотворительном» предприятии в положительных красках. Газета «Вечерний Петербург» (от 9 апреля) – к чести её – в отрицательных.
Встречу открыл Ильин, «скромно» объявив:
«Встреча у нас простая. Очень простая. Но с неё начнется новое движение во благо Русской Православной Церкви».
Затем он представил присутствующих гостей – владыку Иоанна, протоиереев Николая Гундяева (Спасо-Преображенский собор) и Александра Раннэ, прибывших на зрелище в сопровождении четверых ОМОНовцев. (С десяток этих молодцев с резиновыми дубинками в руках охраняли вход в зал). Над сценой висел огромный транспарант: какой-то непонятный каббалистический знак – черно-красный квадрат с белым треугольником внутри и надпись «Фонд Ильина».
Пресс-встреча с представителями РПЦ
во главе с митрополитом Петербургским и Ладожским.
Выступает А. Ильин
На сцене было устроено нечто вроде президиума. К столам приколоты два больших листа ватмана, на которых нагло красовались аккуратно выведенные номера валютного и рублевого счетов Санкт-Петербургской Епархии, чем ярко обличалось бесстыдное сребролюбие и те ничем не прикрытые неправедные цели, с которыми пришло на встречу православное священноначалие. В ходе пресс-встречи митр. Иоанну, конечно, ничего не оставалось, как состроить из себя «Божьего скомороха» – комедианта. Он стал опять рассуждать о сектантстве, духовном одичании народа, возрождении культуры и продолжать тому подобную гуманитарную болтовню.
«Наш Владыка, – описывает духовную атмосферу, царившую в зале, газета «Единство», – мог обратиться к сидящим в зале не с проповедью, не с торжественной, облеченной в формулы религиозных постулатов, речью, но с простым человеческим словом, с разговором на темы сегодняшней жизни, как их понимает и видит Православная Церковь, с доброй шуткой и живой улыбкой…»
То, о чем так мечтал митр. Иоанн – «запросто, неформально общаться с питерцами» – совершилось. Не удивляет, что некоторым далеким от духовности светским людям везде хочется установить свои «неформальные» порядки. Проблема в другом – зачем церковные иерархи способствуют этому.
«…В зале сразу установилась деловая, дружелюбная обстановка, какой, думается, в церкви не будет никогда – там, что ни говори, торжественность, особый настрой, исключающий аплодисменты либо реплики с мест. А здесь всё это было так просто и естественно».
Из зала задавались вопросы.
«Отцы церкви отвечали… уважительно, хотя и не сдерживали порой улыбок. Их речь была простой, понятной, непривычно звучали в устах людей в церковных одеждах земные словечки «отфутболить», «нахрюкался» (это последнее о некоем «деятеле» катакомбной церкви)».
Всячески смешивать с грязью последнюю – любимое занятие советского клира. О ней, как повествует «Вечерний Петербург», митрополит сказал:
«Если встретитесь с катакомбными священниками, удаляйтесь от них. Больше ничего».
Сказано четко и ясно. Вот только без аргументации.
На вопрос, почему он печатается в газетах «День» и «Советская Россия», ответил так:
«Только потому, что другие газеты отказывают. Но золото и в мусоре цену не теряет».
Видимо, руководствуясь этим афоризмом, митрополит оправдывает и союз церкви с чародеями, и сотрудничество с КГБ.
«В конце встречи, несмотря на то, что Владыка еще что-то продолжал говорить, Ильин поднялся, не очень-то вежливо перебив его на первой же паузе, и обратился к присутствующим с такими словами: «Будьте едины. Наши амбиции здесь ни к чему, надо консолидироваться. Сегодня не важно, где вы, кто вы, как. Сейчас важно поднимать духовную культуру. К Богу можно идти разными путями. Главное, чтобы Он был в душе каждого»[35].
Вот так движимый «духом злобы поднебесным», при полном попустительстве православного архиерея, «пророчествует» Ильин!
«Итак, – признается газета «Единство», – прилюдно, на глазах изумленной журналистской братии и деятелей культуры и искусства состоялось доселе невиданное действо: заключено творческое и деловое сотрудничество таких разных людей, или, точнее, общественных явлений – Православной Церкви и вчерашней «нечистой силы», а ныне уважаемых и почитаемых нетрадиционных целителей в лице Александра Ильина».
Последний всё это не отрицает, приводя в своей книге выдержки из желтой прессы. После пресс-встречи в своём интервью Ильин замечает:
«Ничего удивительного, тем более, сверхъестественного в этом нет. Наша Православная Церковь всегда отличалась прогрессивностью взглядов и смело поддерживала передовое в обществе – культуру и науку. Она не могла сегодня оставить без внимания и такое явление, как целительство – массовое и влиятельное. И я, в данном случае говорю о себе, вижу в Православной Церкви возможность более эффективного применения моих больших планов по возрождению духовной культуры России»[36].
В газете «Православный Санкт-Петербург» представители пресс-службы митрополита, изумленные всеми этими событиями, поспешили заявить, что, мол, никакого отношения владыка Иоанн к Фонду Ильина не имеет, что устроители встречи 3 апреля, якобы, просто «подставили» наивного архиерея.
Но не так, думается, уж прост этот архипастырь, чтобы не понимать, куда и зачем он идет и с кем будет иметь дело. Нет, здесь кроется какое-то другое, более правдоподобное «приземленное» стремление. Какое же?
«Вскоре после встречи, – говорит Ильин, – мы с митрополитом снова увиделись – он пригласил меня с семьей на чаепитие. Как подчеркнул Владыка, он удовлетворен результатом встречи. Она действительно открыла новое движение – сегодня на такого рода общение с людьми в Петербурге приглашают многих православных священников»[37].
Кроме того, на нужды епархии Ильин «передал несколько миллионов рублей и значительную сумму в валюте»[38], а «на нужды Петербургской духовной семинарии три миллиона шестьсот тысяч рублей»[39].
Так вот почему митр. Иоанн при первой же встрече с Ильиным так быстро нашел с ним «общий язык» по многим проблемам! Вот чем так «удовлетворился» после пресс-встречи владыка! Вот в чем, оказывается, кроется сущность продажных иерархов РПЦ – за деньги (во спасение церкви на этот раз от выдуманного дефолта) готовых на любое отступничество и ложь!
«Меня забавляли люди, – откровенничает с нахальной усмешкой «православный» колдун А. Ильин, – которые начинали рассуждать о чистоте действий церкви, оказываясь куда более рьяными фанатиками, чем умудренный старец Иоанн. В своих нападках не могли они понять простой вещи: церковь всегда открыта благим делам»[40].
…особенно, когда за это дают деньги. А без них никого даже на паперть не пустят, какими бы «благими» их начинания не были. Право, не стоит выдумывать красивых и благородных оправданий. Имел место обыкновенный подкуп – вот и всё.
«Пусть лают!» – таковы слова «Божьего скомороха», владыки Санкт-Петербургского Иоанна Снычева, сказанные им на пресс-конференции 3 апреля в том же концертном зале у Финляндского вокзала, где он частенько проводит свои встречи с православно-патриотической общественностью города. Это ответ всем тем, кто справедливо возмущается его патронажем над экстрасенсами и лжецелителями. Высокопоставленного церковного коррупционера не смутило то, что встреча закончилась раздачей в вестибюле концертного зала какой-то дамой «Послания космического разума», что через считанные часы здесь же началось вечернее представление под названием «Кукиш-шоу»…
Противно наблюдать, как в православно-патриотической среде у нас в стране и даже за рубежом растет популярность этого в конец изолгавшегося лукавого клоуна, облаченного в роскошные церковные ризы. Сегодня многим его деятельность кажется «патриотической» и «подвижнической» благодаря статьям и книгам, изданным под именем митрополита Иоанна. На самом же деле и тут всё замешано на сплошной наглой лжи, потому что эти тексты написаны не Иоанном, а его пресс-секретарем К. Душеновым[41].
Л. Л. Гифес
1994 г.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] «Возвращение». № 5, 1994.
[2] Малодушные издатели остатки тиража поспешили неизвестно зачем переправить в Москву. Там брошюра была вскоре переиздана стотысячным тиражом. Это второе издание в Питер так и не попало.
[3] Название у этого храма весьма занимательное, так как Парголо по-фински – бес.
[4] Газета «Православный Санкт-Петербург». 1994, № 26-27.
[5] Митр. Иоанн. Митрополит Мануил Лемешевский. СПб. 1993, стр. 6.
[6] Там же, стр. 9.
[7] «Не должно принимать от иудеев опресноки, или приобщаться нечестиям их». – 38-е правило Лаодикийского Собора.
[8] Митр. Иоанн. Указ. соч., стр. 11.
[9] Там же, стр. 14.
[10] Там же, стр. 15.
[11] Там же, стр. 16.
[12] Там же, стр. 15.
[13] Там же, стр. 16.
[14] Там же, стр. 18.
[15] Там же, стр. 22.
[16] Там же, стр. 18.
[17] Там же, стр. 19.
[18] Там же, стр. 58.
[19] Там же, стр. 19.
[20] Там же, стр. 22,23,26.
[21] Там же, стр. 19-20.
[22] Там же, стр. 25.
[23] Там же, стр. 26.
[24] Там же, стр. 28.
[25] Там же, стр. 31.
[26] Там же, стр. 153-155, 252-261, где снам и их толкованиям посвящены целые разделы.
[27] «Что-то неуловимое, заставляющее ощущать в митр. Мануиле неправильное или не совсем трезвенное состояние, приближающееся в святоотеческом смысле к прелести, почувствовал при встрече с ним о. Сергий Мечев, последователь «Катакомбной» несергианской церкви, ставший вскоре мучеником». Отец Сергий не ошибся. Митрополит Мануил предательски выдал его властям. – Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечева, составленное его духовными чадами. // Сб. «Надежда». 1993. №16, стр. 204 и 229.
[28] Митр. Иоанн. Указ. соч., стр. 56.
[29] В аннотации к этой книге на первой странице написано следующее: «Эта книга обладает сильным биоэнергетическим зарядом, потому что автор её – знаменитый биоэнергетик, целитель и пророк – оказывает на людей всестороннее положительное влияние».
[30] Ильин А. Тайны моей вселенной. СПб. 1994, стр. 352.
[31] Там же, стр. 353.
[32] Там же, стр. 354.
[33] Там же.
[34] Газета «Труд», 25.03.93.
[35] Газета «Вечерний Петербург», 9.04.93.
[36] Газета «Единство», 6.04.93.
[37] Ильин А. Указ. соч., стр. 356. Эта встреча, как сообщает газета «Сегодня» (от 23 апреля), состоялась 12 апреля в резиденции митр. Иоанна на Каменном острове.
[38] Там же, стр. 359.
[39] Там же, стр. 362.
[40] Газета «Сегодня», 23.04.93.
[41] В 1992 г. К. Душенов выступал с лекциями в Санкт-Петербурге в «Доме Достоевского», где он зачитывал тексты из своей книги, которая некоторое время спустя была напечатана уже под именем митрополита Иоанна с новым названием «Самодержавие Духа». Самиздатовский экземпляр этой книги тогда был подарен К. Душеновым мне и некоторым другим людям.